ДПО Проведение занятий по профориентации в школе (Элективный курс для подростков «Моя будущая профессия»)

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации

Проведение занятий по профориентации в школе (Элективный курс для подростков «Моя будущая профессия») (72 ак. часа)

Программа

Ведущий: Якиманская Ирина Сергеевна

Программа рассчитана на широкий круг практикующих психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов помогающих профессий, а также родителей, желающих узнать об особенностях профориентирования подростков, организации помощи и поддержки в выборе профессии и направления самореализации, организации профориентации в условиях семьи и образовательного учреждения.

Цель обучения - изучение основ профориентации и организации профориентационной образовательной деятельности у подростков и молодежи, знакомство с разными подходами и техниками работы в профориентационной деятельности, особенностями взаимодействия взрослых и подростков при профориентировании. Знания, умения и навыки, полученные при прохождении курса, позволят сформировать общие представления опрофориентационной деятельности в соответствии с ФГОС, научиться видеть и понимать запрос на профориентацию от подростков и их родителей, занимать позицию в профориентационной работе с администрацией, педагогами, родителями в образовательном учреждении, попробовать основные техники работы в профориентации.

Программа состоит из 4 блоков. Продолжительность каждого блока: 8 ак. часов (проходят 1 раз в месяц, в субботу с 10.00 до 17.00).

Помимо аудиторной работы общей продолжительностью 32 ак. часа, в программу также входит самостоятельная работа слушателей (чтение литературы, написание реферата, подготовка и защита проекта попрофориентационной деятельности в образовательном учреждении) в объеме 40 ак. часов.

Формы аудиторной работы: мини-лекции, деловые и ролевые игры, драматизации, работа в парах, микрогруппах, арт-терапевтические технологии, телесные и медитативные практики, дискуссии, демонстрационные сессии, упражнения, супервизия. Слушатели получат разработанную программу иметодические материалы для профориентации подростков, научаться проводить занятия.

Блок 1. Общая организация профориентационной деятельности в образовательном учреждении

Блок 2. Работа по профориентации с родителями подростков. Консультирование родителей

Блок 3. Атлас профессий как основа профориентационной работы

Блок 4. Работа по профориентации с подростком – основные приемы и техники

Программа профориентации для подростков.

Тема 1 – Современные и новейшие профессии. Профессии - пенсионеры.

Сегодня так бурно развиваются наука и производство, что человек должен не только успевать осваивать новые знания и технологии, но и задумываться о том, какая специальность будет востребованной в будущем. В наше время, когда значительную часть работы могут взять на себя машины и компьютеры, у человека все равно остаются преимущества во многих профессиях. Можно ли поручить компьютеру воспитывать? Заключать сделки? Управлять работниками? Оказывать помощь, например, человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию?

На занятии мы будем говорить и спорить о профессиях и их будущем. Мы вам расскажем о научных прогнозах развития и «отмирания» профессий. О том, какое базовое образование позволит расширять свои границы и компетентность, учитывая свои склонности и интересы.

Тема 2. «Проект» моей жизни.

Будущее может прийти само, но тогда вам всегда придется подстраиваться под условия и обстоятельства. Слово «проект» очень точно отражает направленность в будущее и замысел самого автора. Это не значит, что нельзя сделать шаг в сторону или внести изменения, как в строительный проект, например, школы, жилого дома или больницы. Здания основаны на точных расчетах, позволяющих достигнуть надежности и прочности. Проект жизни более свободен. Как говорят психологи, жизненная перспектива однажды появляется у человека и уже его не покидает. Это значит, что, начав планировать свое будущее в самом лучшем виде, человек уже не захочет, чтобы им управляли обстоятельства.

На семинаре – тренинге мы попробуем обозначить линии вашего проекта – чего ВЫ хотите и не хотите, поговорим о целях и опасениях. Обсудить ожидания со сверстниками и получить рекомендации психолога о том, на что обратить внимание – вот чему посвящено занятие. Также поговорим о том, как сочетаются личная и семейная жизнь и профессиональная деятельность. Всегда ли надо выбирать и расставлять приоритеты?

Тема 3. Профессиональная пригодность: что это такое и как ее измерить?

Профессиональная пригодность изучается очень давно. Древнегреческий мыслитель Платон считал, что Бог создал людей трех сортов: самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие - из серебра и простая толпа - из меди и железа. Первые призваны управлять другими людьми, сделанные из серебра должны быть воинами, остальные должны заниматься физическим трудом. Есть разные теории, объясняющие профессиональное предназначение. В наше время вопрос о способностях рассматривается более научно - способности заложены или могут полностью отсутствовать.

На занятии мы посмотрим на себя и попробуем исследовать некоторые свои особенности. Как распознать свои способности и увидеть ограничения, заданные телесностью? Психологи знают не все, но вместе мы попробуем разобраться и поискать ответы на вопросы. Поиграем и применим к себе некоторые тесты.

Тема 4. Образ мира профессионала и профессиональное мышление.

Вы, наверное, замечали, что в общении учительницы похожи друг на друга, военные тоже чем – то отличаются одинаковым. Врача можно узнать совсем по другим признакам… Они действительно видят разные стороны жизни. Как говорят психологи, у них разная картина мира. Профессия не всегда искажает человека и его восприятие мира, но всегда дает особый взгляд, связанный с расширенной информацией профессионального характера. Мышление человека тоже становится особенным, оно развивается у взрослеющего человека, а потом становится типичным и совершенствуется. Например, писатель все лучше и быстрее может формулировать то, что хочет передать другим людям в виде текста. Инженеру легко представить и начертить движущиеся части будущего механизма или машины. А художник целостно представляет свой рисунок, так как человек с другим типом мышления не сможет.

На занятии будем размышлять, спорить и исследовать себя и свою картину мира. Познакомим вас с когнитивными картами и другими приемами исследования образа мира. Проведем деловую игру, которая поможет нам «примерить» разные взгляды на мир с позиций разных профессий.

Тема 5. «Карьера» и «карьерный рост».

Карьеру хочет сделать каждый человек, другими словами, каждый хочет занять достойное место в обществе. А общество состоит из людей, они

также хотят жить достойно, ярко и комфортно. Социологи говорят, что социальный лифт в современном российском обществе доступен каждому. Желание и усилия способны сделать много, но нужны социальные умения для того, чтобы успешно строить отношения с людьми. А, главное, нужно уметь управлять собой – самым непокорным и сложным человеком среди ваших знакомых. Психологи эти качества называют социальным интеллектом и эмоциональным интеллектом. Именно эти два вида интеллекта, по их мнению, стали самыми важными профессионально важными качествами современного человека.

Мы вам расскажем о том, что такое успешный человек с точки зрения психологов. Всегда ли высокая должность дает желаемое? Что такое счастье и радость в профессии? Связаны ли они с властью над другими людьми?

На занятии проведем ролевую игру и посмотрим, что же это такое социальный и эмоциональный интеллект. Также обсудим, что с ними делать, если пока они не слишком сильно нам помогают.