ДПО «Профилактика употребления ПАВ в подростковом возрасте»

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации

Профилактика употребления ПАВ в подростковом возрасте" (18 ак. часов)

Программа

Цель обучения - дать представление слушателям о современных теориях зависимости, о механизмах формирования химических и нехимических зависимостей, о методах профилактики, диагностики, психокоррекции и психотерапии состояний зависимости, способствовать овладению ими навыком оказания психологической помощи при формировании зависимостей.

В результате освоения программы слушатель будет

- знать:

  • основные понятия, биологические и психологические концепции зависимостей;
  • теоретические и методологические вопросы диагностики, психокоррекции и профилактики зависимых состояний;
  • классификации психических и поведенческих расстройств вследствие употребления психоактивных веществ;
  • особенности консультирования зависимой и созависимой личности и применения психокоррекционных мероприятий в работе с зависимой личностью;
  • стратегии проведения индивидуальной, групповой и семейной психотерапии лиц с зависимостью;

- уметь:

  • оценивать роль психологических и социальных факторов происхождения и развития зависимости для конкретного клиента;
  • планировать психодиагностическое обследование клиента и реализовывать психопрофилактические, консультативные и психокоррекционные мероприятия;

- владеть:

  • понятийным аппаратом психологии зависимостей;
  • навыками консультирования и психокоррекции зависимой и созависимой личности;
  • навыками групповой работы педагога с подростками и родителями по профилактике зависимостей от психоактивных веществ.

Тематический план

Блок 1. Теоретические основы формирования аддиктивного поведения и личностной зависимости (6 ак. часов)

  • психология аддиктивного поведения;
  • понятие «аддикция», виды аддиктивного поведения;
  • механизмы выработки аддиктивного поведения;
  • зависимая личность: определение, общая характеристика и степени выраженности зависимости;
  • происхождение зависимости и ее личностные смыслы;
  • виды зависимости: химические и нехимические;
  • критерии и виды патологической зависимостей;
  • нехимические зависимости и расстройства влечений: гэмблинг, интернет-зависимость, сексуальная зависимость и др.;
  • невротические расстройства у детей и подростков с признаками начинающего зависимого изменения личности;
  • зависимости от психоактивных веществ;
  • основные психологические подходы к проблеме наркомании: бихевиоральный подход, когнитивный, психоаналитический подход, трансактный анализ, системный подход;
  • психологические основы возникновения наркотической зависимости, зависимых и созависимых отношений;
  • личностные изменения при зависимостях от психоактивных веществ.

Блок 2. Профилактика зависимого состояния (6 ак. часов)

  • психологические теории зависимости и созависимости;
  • подростковый возраст как фактор риска возникновения зависимости;
  • мотивы приобщения к употреблению психоактивных веществ;
  • пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании;
  • модели первичной наркопрофилактики;
  • психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков;
  • психокоррекционные формы работы с подростками и их родителями при формировании состояний зависимости;
  • психологический тренинг как форма работы по профилактике зависимостей;
  • обучающие программы по профилактике наркомании для родителей.

Блок 3. Психокоррекция и психотерапия зависимого состояния (6 ак. часов)

  • теоретические и методологические вопросы диагностики зависимого состояния;
  • наркомания как семейная проблема;
  • созависимость, различные подходы к определению созависимости;
  • психологические особенности внутрисемейных отношений в семьях с созависимостью;
  • семейная психотерапия, типы семей: «зрелая», «проблемная», признаки функциональной и дисфункциональной семьи;
  • приемы и методы консультативной работы с семьей, техники работы с семьей;
  • особенности семейной психотерапии у подростков с аддиктивным поведением;
  • метод сказкотерапии в психотерапии зависимостей;
  • индивидуальная психотерапия зависимостей;
  • индивидуальная консультация для родителей наркозависимых;
  • процесс консультирования (исследование проблем клиента, гипотеза и заключение контракта), базовые навыки психологического консультирования;
  • особенности телефонного консультирования;
  • психологическая защита консультанта, профилактика «сгорания» и «спасательства»,
  • групповая психотерапия зависимостей, терапевтическая группа для родителей и близких зависимых;
  • 12-шаговая программа в коррекции и реабилитации зависимости и созависимости.