ДПО «Профилактика употребления ПАВ в подростковом возрасте»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации
Профилактика употребления ПАВ в подростковом возрасте" (18 ак. часов)
Цель обучения - дать представление слушателям о современных теориях зависимости, о механизмах формирования химических и нехимических зависимостей, о методах профилактики, диагностики, психокоррекции и психотерапии состояний зависимости, способствовать овладению ими навыком оказания психологической помощи при формировании зависимостей.
В результате освоения программы слушатель будет
- знать:
- основные понятия, биологические и психологические концепции зависимостей;
- теоретические и методологические вопросы диагностики, психокоррекции и профилактики зависимых состояний;
- классификации психических и поведенческих расстройств вследствие употребления психоактивных веществ;
- особенности консультирования зависимой и созависимой личности и применения психокоррекционных мероприятий в работе с зависимой личностью;
- стратегии проведения индивидуальной, групповой и семейной психотерапии лиц с зависимостью;
- уметь:
- оценивать роль психологических и социальных факторов происхождения и развития зависимости для конкретного клиента;
- планировать психодиагностическое обследование клиента и реализовывать психопрофилактические, консультативные и психокоррекционные мероприятия;
- владеть:
- понятийным аппаратом психологии зависимостей;
- навыками консультирования и психокоррекции зависимой и созависимой личности;
- навыками групповой работы педагога с подростками и родителями по профилактике зависимостей от психоактивных веществ.
Тематический план
Блок 1. Теоретические основы формирования аддиктивного поведения и личностной зависимости (6 ак. часов)
- психология аддиктивного поведения;
- понятие «аддикция», виды аддиктивного поведения;
- механизмы выработки аддиктивного поведения;
- зависимая личность: определение, общая характеристика и степени выраженности зависимости;
- происхождение зависимости и ее личностные смыслы;
- виды зависимости: химические и нехимические;
- критерии и виды патологической зависимостей;
- нехимические зависимости и расстройства влечений: гэмблинг, интернет-зависимость, сексуальная зависимость и др.;
- невротические расстройства у детей и подростков с признаками начинающего зависимого изменения личности;
- зависимости от психоактивных веществ;
- основные психологические подходы к проблеме наркомании: бихевиоральный подход, когнитивный, психоаналитический подход, трансактный анализ, системный подход;
- психологические основы возникновения наркотической зависимости, зависимых и созависимых отношений;
- личностные изменения при зависимостях от психоактивных веществ.
Блок 2. Профилактика зависимого состояния (6 ак. часов)
- психологические теории зависимости и созависимости;
- подростковый возраст как фактор риска возникновения зависимости;
- мотивы приобщения к употреблению психоактивных веществ;
- пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании;
- модели первичной наркопрофилактики;
- психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков;
- психокоррекционные формы работы с подростками и их родителями при формировании состояний зависимости;
- психологический тренинг как форма работы по профилактике зависимостей;
- обучающие программы по профилактике наркомании для родителей.
Блок 3. Психокоррекция и психотерапия зависимого состояния (6 ак. часов)
- теоретические и методологические вопросы диагностики зависимого состояния;
- наркомания как семейная проблема;
- созависимость, различные подходы к определению созависимости;
- психологические особенности внутрисемейных отношений в семьях с созависимостью;
- семейная психотерапия, типы семей: «зрелая», «проблемная», признаки функциональной и дисфункциональной семьи;
- приемы и методы консультативной работы с семьей, техники работы с семьей;
- особенности семейной психотерапии у подростков с аддиктивным поведением;
- метод сказкотерапии в психотерапии зависимостей;
- индивидуальная психотерапия зависимостей;
- индивидуальная консультация для родителей наркозависимых;
- процесс консультирования (исследование проблем клиента, гипотеза и заключение контракта), базовые навыки психологического консультирования;
- особенности телефонного консультирования;
- психологическая защита консультанта, профилактика «сгорания» и «спасательства»,
- групповая психотерапия зависимостей, терапевтическая группа для родителей и близких зависимых;
- 12-шаговая программа в коррекции и реабилитации зависимости и созависимости.