ДПО «Профилактика педагогического насилия в образовательной среде (организация служб примирения)»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации
Профилактика педагогического насилия в образовательной среде (организация служб примирения)"
(72 ак. часа)
Данная программа рассчитана на педагогов разного уровня квалификации, желающих повысить свою профессиональную компетентность и квалификацию в области профилактики педагогического насилия в образовательной среде, организации школьных служб примирения.
В процессе обучения слушатели научатся применять достижения практической психологии и педагогики в контексте профилактики насилия в образовательной среде, повысят уровень психологической культуры и социальной компетентности, с понятиями «насилие» и «безопасность», отношениями «насильник-жертва», современными технологиями профилактики насилия в образовательной среде, выработают навыки психолого-педагогической помощи и поддержки различным категориям населения, участвующим в деятельности школьных служб примирения – коллегам, родителям, учащимся.
Полученные знания, умения и навыки позволят обучающимся более осознанно подходить к установлению взаимодействия, увидеть способы эффективного установления контакта в конфликтных ситуациях, глубже понимать процессы, происходящие во время взаимодействия в различных ситуациях, в том числе и в конфликтных.
Тематический план
Блок 1. Общее представление о психологии безопасности
(12 ак. часов)
В программе семинара:
- психологическая безопасность как процесс, состояние и свойство личности;
- уровни психологической безопасности: общество, локальная среда, личность.
Блок 2. Структура психологии безопасности (12 ак. часов)
В программе семинара:
- целостный анализ социокультурной ситуации;
- развитие и функционирование человека и психологический ресурс личности;
- психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности;
- состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, потребность в личностно-доверительном общении, референтная значимость среды, психологическая защищенность;
- способность сохранять устойчивость в среде с психотравмирующими воздействиями;
- сопротивляемость деструктивным внутренним и внешним воздействиям;
- защищенность-незащищенность в конкретной жизненной ситуации;
- состояния психологической безопасности: стабильное, небезопасное, неустойчивое.
Блок 3. Практические задачи психологии безопасности и подходы к их реализации. Цели и задачи школьных служб примирения
(12 ак. часов)
В программе семинара:
- разработка основ культуры безопасности в организации: нормы поведения, причастность, конкретные программы, профилактика жестоких отношений и насилия;
- профилактика и снижение психологического травматизма, снижение угроз психическому здоровью, мобилизация ресурсов субъектов образовательного процесса;
- создание образовательных программ по обучению участников школьных служб примирения.
Блок 4. Психология безопасности в образовательной среде. Содержание деятельности школьных служб примирения
(12 ак. часов)
В программе семинара:
- подходы к изучению психологической безопасности в образовании;
- моделирование психологической безопасности образовательной среды;
- технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы – содержание деятельности школьных служб примирения.
Блок 5. Диагностика психологической безопасности образовательной среды. Запросы на программы примирения
(12 ак. часов)
В программе семинара:
- диагностика и экспертиза образовательной среды;
- критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды;
- восстановительный подход в работе школьных служб примирения;
- конструирование и апробация методического материала по деятельности школьных служб примирения.
Блок 6. Частные вопросы деятельности школьных служб примирения (12 ак. часов)
В программе семинара:
- преодоление кризисных ситуаций;
- теоретические и прикладные основы деятельности службы примирения в кризисной ситуации;
- взаимодействие школьной службы примирения с другими специалистами и населением микрорайона в кризисной ситуации;
- работа школьной службы примирения с потенциальными и реальными правонарушителями разного возраста;
- профилактика эмоциональных нарушений и сохранение психического здоровья участников школьной службы примирения.