ДПО «Организация и основы деятельности психолога в дошкольном образовании»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации
"Организация и основы деятельности психолога в дошкольном образовании" (128 ак. часов)
Программа рассчитана на широкий круг практикующих психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов помогающих профессий, а также родителей, желающих узнать об особенностях развития ребенка в дошкольном возрасте, организации помощи и поддержки, психокоррекции и диагностики в условиях дошкольного учреждения.
Цель обучения - изучение основ психологической помощи дошкольникам и их родителям, знакомство с разными подходами и техниками работы психолога в детском саду, особенностями взаимодействия консультанта и членов семьи с ребенком в дошкольном возрасте. Знания, умения и навыки, полученные при прохождении курса, позволят сформировать общие представления о деятельности психолога в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС, научиться видеть и понимать запрос на работу психолога в учреждении дошкольного образования, занимать позицию психолога в работе с администрацией, воспитателями, родителями в дошкольном образовании, попробовать основные техники работы с дошкольниками.
Программа состоит из 4-ех блоков. Продолжительность каждого блока: 16 ак. часов (проходят 1 раз в 2 месяца, в субботу и воскресенье, с 10.00 до 17.00).
Помимо аудиторной работы общей продолжительностью 64 ак. часа, в программу также входит самостоятельная работа слушателей (чтение литературы, написание реферата, подготовка проекта по деятельности психолога в дошкольном образовании) в объеме 64 ак. часа.
Формы аудиторной работы: мини-лекции, деловые и ролевые игры, драматизации, работа в парах, микрогруппах, арт-терапевтические технологии, телесные и медитативные практики, дискуссии, демонстрационные сессии, упражнения, супервизия.
Блок 1. Общая организация деятельности психолога в дошкольном образовании
- Позиция психолога в детском саду.
- Функциональные обязанности и деятельность в соответствии с ФГОС.
- Просвещение, диагностика, консультирование, коррекция как основные формы деятельности психолога.
- Формирование запроса и организация взаимодействия с клиентами в дошкольном образовании.
- Общие принципы деятельности психолога.
- Этапы работы в рамках программы деятельности и развития учреждения дошкольного образования.
Блок 2. Работа психолога с дошкольником – основные приемы и техники
- Дошкольник –основные особенности познавательных процессов и личности.
- Игра как ведущий вид деятельности.
- Диагностика в дошкольном возрасте – организация и основные методические материалы.
- Организация диагностического исследования дошкольника.
- Психокоррекция и игровая терапия в дошкольном возрасте.
- Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное обучение в дошкольном образовании.
- Организация и проведение психокррекционных занятий, использование элементов арт-терапии (рисования, лепки, танца, пения, и др.)
Блок 3. Работа психолога с коллективом дошкольного образовательного учреждения и его администрацией
- Формирование запроса на работу психолога с сотрудниками, виды и формы работы: лекции, мастер-классы, тренинговые занятия.
- Методы и методика подготовки тренинга, виды упражнений.
- Индивидуальное консультирование персонала – границы и этические нормы.
Блок 4. Работа психолога с родителями дошкольников. Консультирование родителей
- Эффективные детско-родительские отношения.
- Особенности позиции достаточно хорошего родителя.
- Техники активного слушания в детско-родительских отношениях.
- Примеры и практика навыка активного слушания в контакте с детьми.
- Основные барьеры для применения навыка.
- Техника беспроигрышного разрешения конфликтных ситуаций.
- Построение обучающих программ для родителей или лиц, их заменяющих.