ДПО «Организация и основы деятельности психолога в дошкольном образовании»

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации

"Организация и основы деятельности психолога в дошкольном образовании" (128 ак. часов)

Программа

Программа рассчитана на широкий круг практикующих психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов помогающих профессий, а также родителей, желающих узнать об особенностях развития ребенка в дошкольном возрасте, организации помощи и поддержки, психокоррекции и диагностики в условиях дошкольного учреждения.

Цель обучения - изучение основ психологической помощи дошкольникам и их родителям, знакомство с разными подходами и техниками работы психолога в детском саду, особенностями взаимодействия консультанта и членов семьи с ребенком в дошкольном возрасте. Знания, умения и навыки, полученные при прохождении курса, позволят сформировать общие представления о деятельности психолога в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС, научиться видеть и понимать запрос на работу психолога в учреждении дошкольного образования, занимать позицию психолога в работе с администрацией, воспитателями, родителями в дошкольном образовании, попробовать основные техники работы с дошкольниками.

Программа состоит из 4-ех блоков. Продолжительность каждого блока: 16 ак. часов (проходят 1 раз в 2 месяца, в субботу и воскресенье, с 10.00 до 17.00).

Помимо аудиторной работы общей продолжительностью 64 ак. часа, в программу также входит самостоятельная работа слушателей (чтение литературы, написание реферата, подготовка проекта по деятельности психолога в дошкольном образовании) в объеме 64 ак. часа.

Формы аудиторной работы: мини-лекции, деловые и ролевые игры, драматизации, работа в парах, микрогруппах, арт-терапевтические технологии, телесные и медитативные практики, дискуссии, демонстрационные сессии, упражнения, супервизия.

Блок 1. Общая организация деятельности психолога в дошкольном образовании

  • Позиция психолога в детском саду.
  • Функциональные обязанности и деятельность в соответствии с ФГОС.
  • Просвещение, диагностика, консультирование, коррекция как основные формы деятельности психолога.
  • Формирование запроса и организация взаимодействия с клиентами в дошкольном образовании.
  • Общие принципы деятельности психолога.
  • Этапы работы в рамках программы деятельности и развития учреждения дошкольного образования.

Блок 2. Работа психолога с дошкольником – основные приемы и техники

  • Дошкольник –основные особенности познавательных процессов и личности.
  • Игра как ведущий вид деятельности.
  • Диагностика в дошкольном возрасте – организация и основные методические материалы.
  • Организация диагностического исследования дошкольника.
  • Психокоррекция и игровая терапия в дошкольном возрасте.
  • Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное обучение в дошкольном образовании.
  • Организация и проведение психокррекционных занятий, использование элементов арт-терапии (рисования, лепки, танца, пения, и др.)

Блок 3. Работа психолога с коллективом дошкольного образовательного учреждения и его администрацией

  • Формирование запроса на работу психолога с сотрудниками, виды и формы работы: лекции, мастер-классы, тренинговые занятия.
  • Методы и методика подготовки тренинга, виды упражнений.
  • Индивидуальное консультирование персонала – границы и этические нормы.

Блок 4. Работа психолога с родителями дошкольников. Консультирование родителей

  • Эффективные детско-родительские отношения.
  • Особенности позиции достаточно хорошего родителя.
  • Техники активного слушания в детско-родительских отношениях.
  • Примеры и практика навыка активного слушания в контакте с детьми.
  • Основные барьеры для применения навыка.
  • Техника беспроигрышного разрешения конфликтных ситуаций.
  • Построение обучающих программ для родителей или лиц, их заменяющих.