Кризисная и очная психологическая помощь клиентам в сложных жизненных ситуациях: переживания горя, утраты, насилия, аутоагрессивных проявлениях
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации
«Кризисная и очная психологическая помощь клиентам в сложных жизненных ситуациях: переживания горя, утраты, насилия, аутоагрессивных проявлениях» (72 ак. часов)
Ведущий: Якиманская Ирина Сергеевна
Основная цель программы – формирование у слушателей целостного представления о способах оказания психологической помощи в ситуациях, требующих быстрого реагирования и характеризующихся как критические, экстремальные для жизнедеятельности человека.
Задачи:
1. ознакомить с теоретическими подходами к анализу ситуаций, требующих экстренного психологического вмешательства.
2. ознакомить со способами экспресс-диагностики психических феноменов, требующих экстренной психологической помощи.
3. ознакомить с техниками и отдельными способами профессиональной помощи клиентам в кризисных, экстремальных ситуациях.
1.1. Место программы ДПО в структуре деятельности педагога-психолога.
Программа ДПО «Кризисная и очная психологическая помощь клиентам в сложных жизненных ситуациях: переживания горя, утраты, насилия, аутоагрессивных проявлениях» относится к программам базовой части деятельности педагога-психолога. Изучение данной программы базируется на знаниях слушателей в области тем: «Философия образования и науки», «Общая психология», «Психологическое консультирование» «Психодиагностика», «Безопасность образовательной среды» и необходимо для самоопределения слушателей в многообразии форм и методов психологической помощи, а также продуктивного проведения профессиональной деятельности.
В результате освоения программы слушатель будет:
знать: особенности протекания критических периодов в жизни человека, экстремальных ситуаций и типичных реакций на эти ситуации у профессионально подготовленных спасателей и пострадавших, не имеющих профессиональной подготовки для совладания с экстремальными ситуациями, особенности протекания и динамику состояний горя, утраты, страдания, переживания ситуации насилия, аутоагрессивных проявлений как предпосылок психологической травмы.
уметь: самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с оказанием психологической помощи в кризисных, экстремальных ситуациях, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, использования психодиагностических средств для точного применения техник совладания с критическими состояниями.
владеть: типологией существующих критических и экстремальных ситуаций, методами диагностики и оказания помощи в критических и экстремальных ситуациях.
Учебно-тематическое план
№ п/п |
Наименование Раздела, темы |
Всего трудоемкость |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
||
Всего (в т.ч. в интерактивной форме) |
Лекции |
Практические |
||||
1 |
Модуль 1. Типология сложных жизненных ситуаций: переживания горя, утраты. |
24 |
12 |
2 |
10 |
12 |
2 |
Модуль 2. Теория психологической травмы. Типология сложных жизненных ситуаций: ситуация насилия, аутоагрессивных проявлений. |
24 |
12 |
2 |
10 |
12 |
3 |
Модуль 3. Кризисная и очная психологическая помощь клиентам |
24 |
12 |
2 |
10 |
12 |
Итого Итоговый Контроль- зачет |
72 |
36 |
6 |
30 |
36 |
1. Типология сложных жизненных ситуаций: переживания горя, утраты.
Понятие горя, утраты, механизмы горевания, общая характеристика. Определение горя как психического состояния переживания утрат, потерь. Обзор содержания переживаний горюющего, внешние проявления горя и реакции человека на состояние горевания. Механизмы горевания – защиты, вытеснения, проекции и их поведенческие проявления.Психологическая характеристика личности человека с переживанием горя - основные особенности, поведенческие и телесные проявления.
Основные поведенческие и психофизиологические проявления состояния горя, страдания. Познавательные и личностные характеристики горюющего. Основные барьеры переживания горя и их проявления в поведении. Безопасное место для переживания горя, поведение горюющего человека в межличностных отношениях. Изменения интенсивности в переживаниях в связи с межличностными отношениями с другими людьми.
Динамика переживания горя, утрат, страдание.
Этапы переживания горя – этап шока, психологические и физиологические проявления. Этап отрицания, поведенческие и физиологические проявления. Этап смирения, поведенческие и физиологические проявления. Этап принятия - психологические и физиологические проявления.
Горе как процесс и травма как феномен психического.
Горе и горевание в межличностных отношениях, разделение горя Супружеские и семейные отношения при переживании горя одним из членов семьи. Супружеские и семейные отношения при переживании горя всеми членами семьи. Реакции членов семьи, разрушающие и созидающие семейные и супружеские отношения.
Горевание как механизм исцеления и личностного роста.
Формы переживания и интеграции нового опыта, обучение, травмирование, горевание. Горевание и страдание как механизмы исцеления и освоения новой для человека жизненной ситуации.
2. Теория психологической травмы. Типология сложных жизненных ситуаций: ситуация насилия, аутоагрессивных проявлений.
Понятие психическая травма, общая характеристика.
Кризисная ситуация и травма. Опасное и безопасное пространство. Безопасность как психологическая категория. Границы безопасности. Травма как непредсказуемость ситуации, механизм травмирования как альтернатива обучению.
Психологическая характеристика личности человека с травмой - основные особенности, поведенческие и телесные проявления.
Личностные особенности человека с травматическим опытом. Подозрительность, импульсивность, эмоциональность как последствия травмы. Физическое и психологическое травмирование. Телесные переживания боли и страдания у клиентов с травматическим опытом.
Динамика переживания травматического опыта
Этапы переживания травматического опыта – этап шока, психологические и физиологические проявления. Этап отрицания, поведенческие и физиологические проявления. Этап смирения, поведенческие и физиологические проявления. Этап принятия - психологические и физиологические проявления.
Травма и сотравма.
Травматический опыт и семейные, супружеские отношения. Проявления и психологические особенности травматика, являющиеся источником сотравмирования. Сотравмированный – особенности личности, проявления сотравмы. Особенности пары – травмированный – сотравмированный и создание циклов травматического опыта. Триггеры как источники циклов травмирования и межличностные отношения.
Ситуация насилия и психологическая травма, суицид и психологическая травма.
3. Кризисная и очная психологическая помощь клиентам.
Понятие о предмете психологического консультирования. Основы экстренной психологической помощи. Знакомство с гуманистической концепцией психологической помощи. Практические навыки консультирования и их интеграция в групповом и парном взаимодействии: невербальная коммуникация, перефразирование, идентификация и отражение чувств клиента, рефлексия собственных переживаний консультанта, прояснение, обратная связь, эмпатия. Знакомство с основными этапами в консультировании и их практическая отработка: построение и поддержание контакта, исследование запроса клиента, различие между ситуацией и проблемой
Специфические вопросы экстренной помощи. Продолжение знакомства с основными этапами консультирования: понятие о психологическом диагнозе и контракте, изменение контракта, рассмотрение вариантов решения. Кризис, стадии развития кризисного процесса, кризисная интервенция. Психологическая помощь при суицидальных тенденциях и намерениях. Особенности экстренной помощи людям, пережившим утрату. Цикл насилия, возможности психологической помощи.
Профессиональная позиция экстренного консультанта и особенности экстренного консультирования. Формирование профессиональной позиции консультанта. Границы консультирования, ответственность консультанта. Супервизия и способы профилактики «профессионального выгорания», методы релаксации. Особенности экстренного консультирования (работа с постоянными абонентами, с людьми, находящимися в психопатологическом состоянии, границы экстренного консультирования). Особенности работы с детьми и их родителями.
Лица, освоившие образовательную программу, получают удостоверение о повышении квалификации на бланках второй степени защиты.
Записаться в группу на обучение можно по телефонам: 43-01-43 или 977-325.