Воспитатель. Описание

В рамках программы «Воспитатель в дошкольном образовании» социально-психологический тренинг используется как основной метод обучения. По нашему мнению, только активные методы социально-психологического обучения позволяют создать личный опыт социального взаимодействия в репетиционных (безопасных) условиях. Они позволяют проявить собственные, личные потребности слушателей, создать опыт постановки целей и реализации заявленных ожиданий, опыт разработки и принятия групповых решений, опыт работы группы.

Также в процессе обучения применяется индивидуальное сопровождение в форме консультаций. Оно ориентировано на создание у слушателей личного клиентского опыта взаимодействия.

Важной технологией, используемой в работе, является супевизорская поддержка. По нашему мнению, любой социально-компетентный человек имеет потребность в супервизии, предъявлении своей социальной практики окружающим людям. Отсутствие супервизии приводит к личностному сгоранию, возникает исключительно субъективная оценка собственной деятельности. Такое положение чревато возникновением отношений зависимости, использованием партнера для своих целей.

Процесс обучения рассматривается нами как творческий процесс, слушателям предлагается не освоение приемов и доведение их до автоматизма, а осмысление происходящих процессов в группе и в микрогруппе, создание своего видения ситуации, обмен мнениями в группе.Часто в групповых дискуссиях используются технологии «мозгового штурма», «проблемного ящика», «создания эвристик», метафор и другие методы ТРИЗ. Они помогают слушателям творчески осмыслить процессы социального взаимодействия, видеть их многозначность и богатство, глубинный характер. Так же в процессе групповой работы используются приемы арт-терапии, технологии драматизации и мн. др.

Еще одной технологией является социальное проектирование как важная часть дополнительной подготовки слушателей. По нашему мнению, они должны быть не только исполнителями, но и выступать инициаторами, организаторами социальной деятельности. Технология социального проектирования позволяет видеть общественную ситуацию широко, представлять и ориентироваться в потребностях населения. Кроме этого, социальный проект позволяет реализовать собственные идеи, соотнести их с существующей ситуацией, получить опыт продвижения собственных планов, опыт взаимодействия с различными социальными структурами в рамках реализации своих идей. Социальное проектирование является важной составляющей образовательной политики государства.

Основные линии работы в рамках программы «Воспитатель в дошкольном образовании»: активизация группы, приближение к практике, отработка навыков общения с людьми, обеспечение опыта работы в сообществе, создание системы взаимоподдержки.

Работа по программе строится на основании принципа достаточности (мы пытаемся в предложении исходить из потребностей, заявляемых слушателями), в учебных группах работа проводится на основании принципа дефицита (нельзя узнать все, можно лишь определить направление собственного интереса). Следует отметить, что Институт обладает библиотекой и на каждом семинаре слушателям предлагаются материалы для чтения и учебные фильмы, подобранные ведущими. Впрочем, иногда мы сознательно удерживаем наших слушателей от чтения литературы, пока ими не получен опыт личного участия.

Приближение к практике в работе программы «Воспитатель в дошкольном образовании» реализуется в рамках занятий, когда на обучающих семинарах-тренингах участникам предлагается работа в микрогруппах, наблюдение за действиями преподавателей и коллег, очные формы супервизии. Каждая изучаемая технология детально отрабатывается в соответствии с принципами освоения умственных действий – от наблюдения и ориентировки к собственной деятельности в репетиционных условиях. Реальная деятельность обеспечивается обратной связью и системой коррекций. Мы придаем значение адекватной оценке собственной деятельности, отражению ее положительных и отрицательных сторон, того, что может дальше развиваться, и, того, что нуждается в изменениях. В рамках программы мы, с большим или меньшим успехом, проявляем сами и формируем у слушателей установку на обучение в условиях любой деятельности.

Таким образом, в программу "Воспитатель в дошкольном образовании" включены:

  • тематические семинары-тренинги (проходят в выходные дни, субботу и воскресенье, с 10:00 до 17:00, согласно установленному расписанию);
  • еженедельные супервизии (день и время определяется на организационном собрании);
  • консультации психолога (дата и время согласовываются индивидуально).

Лица, освоившие образовательную программу "Воспитатель в дошкольном образовании" и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом о переподготовке на бланках второй степени защиты.