Арт-терапия. Описание

Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Данный метод наиболее подходит для работы с детьми и взрослыми, и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» человека отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, человек получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

В рамках программы «Методы арт-терапии в образовании, здравоохранении и социальной сфере» социально-психологический тренинг используется как основной метод обучения. По нашему мнению, только активные методы социально-психологического обучения позволяют создать личный опыт социального взаимодействия в репетиционных (безопасных) условиях. Они позволяют проявить собственные, личные потребности слушателей, создать опыт постановки целей и реализации заявленных ожиданий в области арт-терапевтической деятельности, опыт работы группы.

Также одной из технологий, используемой в работе программы «Методы арт-терапии в образовании, здравоохранении и социальной сфере», является индивидуальное сопровождение в форме консультаций. Оно ориентировано на создание у слушателей личного клиентского опыта взаимодействия с психологом-консультантом.

Важной технологией, используемой в рамках программы «Методы арт-терапии в образовании, здравоохранении и социальной сфере», является супервизорская поддержка. По нашему мнению, любой социально-компетентный человек имеет потребность в супервизии, предъявлении своей социальной практики окружающим людям. Отсутствие супервизии приводит к личностному сгоранию, возникает исключительно субъективная оценка собственной деятельности. Такое положение чревато возникновением отношений зависимости, использованием партнера для своих целей.

Процесс обучения по программе «Методы арт-терапии в образовании, здравоохранении и социальной сфере» рассматривается нами как творческий процесс, слушателям предлагается не освоение приемов и доведение их до автоматизма, а осмысление происходящих в арт-терапии процессов, создание своего видения ситуации, обмен мнениями в группе. Часто в групповых дискуссиях используются технологии «мозгового штурма», «проблемного ящика», «создания эвристик», метафор и другие методы ТРИЗ. Они помогают слушателям творчески осмыслить процессы социального взаимодействия, видеть их многозначность и богатство, глубинный характер. Так же в процессе групповой работы используются ролевые игры, приемы художественного творчества, технологии драматизации и мн. др.

Таким образом, в программу «Методы арт-терапии в образовании, здравоохранении и социальной сфере» включены:

  • 8 тематических семинаров-тренингов (проходят 1 раз в месяц в выходные дни, субботу и воскресенье, с 10:00 до 17:00);
  • еженедельные супервизии (день определяется на организационном собрании, с 18:30 до 20:00);
  • 10 консультаций психолога (дата и время согласовывается индивидуально).

Лица, освоившие образовательную программу «Методы арт-терапии в образовании, здравоохранении и социальной сфере» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом о переподготовке на бланках второй степени защиты и вправе вести практическую деятельность в качестве арт-терапевта на профессиональной основе.