Музыкальная терапия

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия является одним из направлений креативной терапии искусством, и основана на идее использования творческой активности клиентов/пациентов как фактора лечебно-профилактического воздействия.Объединяя в себе достижения психологии, психотерапии, музыкальное искусство и медицину, музыкальная психотерапия представляет собой целенаправленное использование музыки как терапевтического средства и выступает в качестве необходимого компонента деятельности различных медицинских, социальных, образовательных учреждений для решения разных задач лечения, реабилитации, коррекции и развития человека.

Музыкальная терапия «является неотъемлемой частью осознанно формируемого терапевтического отношения, в котором применяются вербальная и невербальная коммуникация, а также различные психологические средства и методы. Ее цель – способствовать восстановлению, сохранению и улучшению духовного, интеллектуального и физического здоровья человека» (Г. Г. Декер-Фойгт и др., 2011).

Программа адресована широкому кругу специалистов: психологам, психотерапевтам, медицинским, социальным и музыкальным работникам, музыкантам, студентам старших курсов психологических факультетов, а также всем, кто интересуется вопросами психологического и терапевтического воздействия музыки.

Ведущие:

Глазева Маргарита Алексеевна, к.пс.н., доцент кафедры общей психологии ОрГМУ

Пономаренко Вячеслав Николаевич, врач-психотерапевт высшей категории ГБУЗ ООКБ№2,

1. Введение в музыкальную терапию

Музыкальная терапия: базовые понятия.

Для тех, кто хочет понять и почувствовать уникальные возможности музыкальной терапии

Музыка - универсальный язык человечества.
Г. Лонгфелло

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счасливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного»

Платон

Цель: формирование представлений о специфике музыкальной терапии в общем поле креативной терапии искусством (арт-терапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия и музыкальная терапия). Ознакомление с базовыми понятиями музыкальной терапии. Приобретение личного психотерапевтического опыта в рамках данного направления.

В программе семинара:

  • Музыкальная терапия как направление терапии искусством; ее мультимодальный характер.
  • Применение музыки в медицине, психотерапии и психологии
  • Использование лечебного и развивающего потенциала музыки в культурно-историческом контексте
  • Современные школы музыкальной терапии: разнообразие моделей и форм.
  • Цели, задачи и области применения музыкальной психотерапии.
  • Оборудование кабинета музыкальной психотерапии.
  • Символика музыкальных инструментов, их апеллятивные особенности.
  • Функции музыки: эквивалентная, компенсаторная и комплиментарная.
  • Основные структурные элементы музыки: ритм, динамика, мелодия, созвучие и форма.
  • Нейрофизиологические аспекты музыкальной психотерапии: трофотропная и эрготропная музыка.
  • Нарушения в сфере коммуникации и их музыкальное воплощение.
  • Показ и обсуждение видеоматериалов с записью фрагментов работы музыкальных терапевтов.
  • Общее знакомство с методами музыкальной терапии (метод направленной визуализации в сочетании с музыкой, музыкально-терапевтическая системная расстановка, «музыкальная автобиография» и пр.).
  • Некоторые подходы к интерпретации музыкальных импровизаций с точки зрения представлений глубинной психологии.

Формы работы: мини-лекции, дискуссии, практикум по освоению методов музыкальной терапии, индивидуальные и групповые упражнения для отработки навыков, музыкотерапевтические сессии.

2. Формы и методы музыкальной терапии

Ждет тех, кто желает получить углубленное представление о формах и методах музыкальной терапии.

«Вы, конечно, любите музыку. Не только продолжайте любить ее, но постоянно уточняйте это понимание, приближайтесь к ней, лично узнавайте ее больше; она откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии и звука, может быть, навсегда осталось бы во сне. Смотрите на музыку как на раскрытие сердца вашего, а что же может быть и нужнее, и прекраснее, как не беспредельное в своей мощи и вместимости сердце?»

(Н.К.Рерих)

В программе семинара:

  • Специфические музыкально-терапевтические техники работы.
  • Структура музыкально-терапевтической сессии.
  • Рецептивная (пассивная) и активная формы музыкальной терапии.
  • Импровизация в музыкальной терапии.
  • Индивидуальнаямузыкальная терапия.
  • Техники коллективной работы в музыкальной терапии (диагностический и психотерапевтический потенциал).
  • Вербальные аспекты музыкальной терапии.
  • Использование голоса в музыкальной терапии
  • Диагностика в музыкальной терапии.
  • Выбор музыкального инструмента клиентом: психологический анализ.
  • Некоторые подходы к психологической трактовке символики музыкальных инструментов.
  • Мультимодальные аспекты музыкальной терапии (сочетание музыки с изобразительными техниками, движением и танцем, литературным творчеством.
  • Музыкально-терапевтический практикум.
  • Анализ групповой динамики в музыкальной психотерапии при использовании техник индивидуальной и коллективной работы. Показ и обсуждение видеоматериалов.

Форма работы: мини-лекции, дискуссии, практикум по освоению методов музыкальной терапии, индивидуальные и групповые упражнения для отработки навыков, музыкотерапевтические сессии.

3. Использование музыкальной терапии с разными категориями клиентов.

Власть музыки над человеческими умами

была бы необъяснима,

если бы не коренилась

в самой природе человека

Г. Г. Нейгауз

 

Цель: формирование представлений о терапевтических возможностях музыки для разных категорий клиентов. Раскрыть потенциал музыкальной терапии как средства укрепления и сохранения нервно-психического здоровья, решения психологических проблем, гармонизации личности и межличностных отношений.

Практическое освоение методов музыкальной терапии с разными клиентскими группами. Приобретение личного психотерапевтического опыта в рамках данного направления.

В программе семинара:

  • Жизненный цикл человека и музыкальная терапия (по Г.Г. Декер-Фойгту).
  • Формирование индивида с точки зрения музыкальной психологии.
  • Взаимосвязь между психологией развития (Д. Стерн), основными структурными элементами музыки и свойствами личности.
  • Музыкальная терапия в перинатальной психотерапии и работе с беременными
  • Музыкальная терапия в работе с детьми и подростками, взрослыми и пожилыми людьми
  • Музыкальная психотерапия неврозов, личностных и психосоматических расстройств. Работа с ресурсами.
  • Музыкальная психотерапия в лечении и реабилитации психически и соматически больных.
  • Музыкально-терапевтический практикум. Супервизия.
  • Формы работы:мини-лекции, дискуссии, практикум по освоению методов музыкальной терапии, индивидуальные и групповые упражнения для отработки навыков, музыкотерапевтические сессии.

Ведуший: Шевченко А.В.